charwyn (charwyn) wrote,
charwyn
charwyn

Мифы о продюсировании. Эпизод 1

Всем привет!

Это первый пост из целой серии под тэгом #mythology

И cегодня я хочу разобраться вместе с вами с самыми распространенными заблуждениями о музыкальном продюсирования и продюсерах как таковых.

Миф 1: Продюсер дает денег

Считается, что продюсер набирает ребятишек, дает им песни, денег, отправляет в турне и гребёт с этого профит. Это не то, чем занимается музыкальный продюсер по определению. К сожалению, сам термин "продюсер" слишком широк, чтобы не возникало путаницы.

Этот миф особенно популярен в нашей стране из-за распространенности так называемых "продюсерских центров", которые обычно занимаются для артиста всем-всем-всем - репертуаром, гастролями, финансированием, etc.

Музыкальные продюсеры отвечают только за саму музыку. Для всего прочего есть другие люди с другими обязанностями.


Миф 2: Продюсер заставляет играть то, что не хочется

Работа музыкального продюсера - раскрывать потенциал музыкантов и их материала.
Нет никакого смысла пытаться заставить джаз-коллектив играть синти-поп, потому что он "лучше продастся". Подобный конфликт обычно возникает между музыкантами и лейблами, которые имеют свое виденье того, как продавать своих подопечных. В таких случаях начальство продюсера - это, собственно, лейбл, который заказывает всю музыку и платит за нее, ставит задачи и требует конкретного результата. В условиях, где заказчик - музыкант или демократичный лейбл, такой проблемы возникнуть не может - нет конфликта интересов.

У всякой группы есть своё лицо, а продюсер - это визажист, обязанный обыграть индивидуальность, подчеркнуть выигрышные детали и отвлечь внимание от недостатков при помощи уже существующих методик или создавая новые решения. Иными словами, с продюсером двигаться в разы проще.



Миф 3: Музыка после продюсирования "теряет душу"

Понятие "души" весьма эфемерное изначально, а в случае с музыкой - и подавно. Гениальная песня не перестает быть гениальной, если её записать качественно. От того, что люди хотят слушать и покупать музыку - она не становится менее душевной. Она просто может быть удачным продуктом - или же нет. На её душу это никак не влияет. Разные вещи :)

Абсолютное большинство знаменитой зарубежной музыки создано вместе с музыкальными продюсерами. Едва ли мы возьмемся обличать в бездушности произведения собственных кумиров, не так ли?)

Есть только один случай, в котором имеет смысл обойтись без продюсирования - если вы 100% DIY, и только за это вас слушают и дают вам ваш хлеб.


Миф 4: Всё можно сделать самим

Классическое заблуждение. Как говорится, Талантливый человек талантлив во всем? Возможно.

Но одного таланта мало, нужен опыт и навыки, а следовательно - время. Для создания качественного продукта всё равно потребуется продюсирование - только вот без сторонней помощи придется научиться этому самому, а это мало того, что годы практики, так еще и со свои материалом работать всегда сложнее - нет свежести восприятия и критической оценки. Нереально воспринимать материал, который вы сами написали отдельно от имеющегося в вашей голове контекста, связанного с ним. Проблема в том, что слушатель не увидит контекст, живущий в вашей голове, он увидит только продукт. И поэтому музыканту нужен человек, который сможет работать с материалом, а не с идеей, задавать правильные вопросы и заполнять пробелы так, чтобы готовая песня соотносилась с задумкой не только в мыслях автора, а еще и на практике..

В итоге все мы знаем десятки, если не сотни групп, которые растянули запись "нового" альбома на годы. А за годы протухнет любая, даже самая мощная идея, пропадет запал и приестся материал. Это катастрофические потери, вытекающие из невинного желания сэкономить и затащить все самостоятельно. Опыт показывает, что для того, чтобы найти свой звук и научиться работе со своим материалом на практике, музыканту требуется как минимум один-два альбома в тандеме с музыкальным продюсером. Без продюсера процесс растягивается не менее, чем на 5 (ПЯТЬ!!!) лет, а зачастую и более.

Любые исключения только лишь подтверждают общую закономерность. Готовы ли вы поставить всё только на удачу в и без того зыбком музыкальном бизнесе?



UPDATED:

Миф 5: В каждой студии есть музыкальный продюсер


Мне не хотелось бы сколько-нибудь нарушить профессиональный покой смежных специальностей (а может и пора бы), но это факт, без которого всерьез говорить о работе с музыкой/треками глупо. В студии, куда вы приходите, по умолчанию нет никакого музыкального продюсера. Там сидит звукорежиссер/звукоинженер, и в его обязанности входит только (!) запись, иногда сведение и мастеринг по принципу "только то, что вы записали, только так, как вы сказали". Такой специалист может по собственной инициативе дать вам совет или подсказать какой-то ход, исходя из жизненного опыта и собственных представлений о прекрасном, но это не его область. Зачастую - даже не в его компетенции. Не стоит обижаться на него, что "вышло не как у Металлики", потому что это не его работа.

Это сравнимо с приемом у гастроэнтеролога, который заодно, заметив у вас синяки по всему телу, не отправил вас сразу к ангеологу или гематологу, а посоветовал таблеточку. Это может и сработать, а может закончиться "как всегда".

Конечно, многие звукорежиссеры/студии попробуют со мной не согласиться, но давайте посмотрим правде в глаза - продюсирование в прейскуранте студий зачастую находится для галочки и красного словца.
Более того, хороший звукорежиссер совершенно не обязан быть хорошим продюсером, и наоборот.

Я много раз наблюдал картину, что звуковик пишет и продюсирует , к примеру, альтернативную группу, а в перекурах мечтает поскорее от них отделаться и сводить оркестр на другой заказ. В то время как просто записать группу было бы в разы результативнее и быстрее.

Работа с музыкальным продюсером начинается не с записи, а с теоретической работы над материалом - с демо, подготовкой к записи, и т.д. Если вы придумали на студии добавить квакушку к гитаре - это не продюсирование. Может входить в него, но само по себе - нет.

К сожалению, в России музыкальных продюсеров - несколько десятков, включая совсем "зеленых" и совсем узко-специализированных. Это очень нехорошо говорит об индустрии в целом, а конкуренция, обмен опытом и какое-то профессиональное сообщество... Шанс на то, что вы наткнётесь на музыкального продюсера просто придя на какую-нибудь студию очень мал :)

Tags: #mythology, истории, продюсирование, теория
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments